Какие факты позволяют говорить о борьбе за существование? как проявляется эта борьба в природе?
10-11 класс
|
Живые организмы стремятся размножиться в геометрической прогрессии и теоретически любой организм может заполнить Землю очень быстро. Фактически этого никогда не случается, так как жизненные ресурсы ограничены и достаются лишь немногим — тем, кто может одержать победу в борьбе за жизнь, или борьбе за существование. Внутривидовая борьба за существование проявляется у разных видов, прежде всего, в конкуренции за кормовые ресурсы и полового партнера. Как правило, прямому столкновению особей препятствуют различные приспособления, среди которых следует выделить метки, обозначающие индивидуальный участок: пение певчих птиц, оставление пахучих выделений и т. п. Нарушение границ индивидуального участка нередко сопровождается боями. Реже встречается прямое взаимодействие, например каннибализм. Межвидовая борьба наиболее ярко проявляется в конкурентных отношениях между видами, занимающими сходную нишу жизни. Типичный пример — взаимоотношения черной и серой крыс. Кроме того, иногда к межвидовой борьбе относят взаимоотношения между хищником и жертвой, паразитом и хозяином. Причем такого рода взаимодействия, как правило, идут на пользу обоим видам, и чем древнее связь, тем более эффективным является взаимное приспособление и, как следствие, происходит сопряженное эволюционное развитие.
Другие вопросы из категории
Читайте также
а) многих разных видов
б) двух разных видов
в) двух близких видов
г) только одного вида
2. По гипотезе Дарвина, материалом для естественного отбора служит:
а) перекрест гомологичных хромосом при делении клеток
б) случайное расхождение хромосом по гаметам
в) случайное сочетание гамет при оплодотворении
г) постоянное появление мутаций в организме
3. Под борьбой за существование сторонники гипотезы Дарвина понимают:
а) выживание наиболее сильного организма
б) конкуренцию с особями своего вида
в) конкуренция с особями других видов
г) приспособление к условиям среды
4. В борьбе за существование менее
приспособленные особи:
а) погибают все сразу
б) не оставляют потомства
в) оставляют меньше потомства, чем более приспособленные
г) не доживают до половой зрелости и гибнут
5. Дарвин предположил, что разные виды галапагосских вьюрков, питающиеся разной пищей, возникли в результате борьбы:
а) межвидовой б) внутривидовой
в) с условиями среды
г) с человеком
6. После снежной бури уцелели преимущественно птицы со средней длиной крыла, а длиннокрылые и короткокрылые погибли. В этом случае действует ... отбор.
а) движущий б) ликвидирующий
в) стабилизирующий
г) дизруптивный
7. На зеленом лугу среди зеленых кузнечиков идет отбор по окраске тела, который называют:
а) дизруптивным б) движущим
в) стабилизирующим
г) фенотипическим
д) покровительственным
8. Дарвинисты важнейшим фактором эволюции считают:
а) мутационную изменчивость
б) борьбу за существование
в) естественный отбор наиболее приспособленных
г) географическую и экологическую изоляцию
д) дрейф генов и популяционные волны
9. В борьбе за существование самым необходимым свойством вида
эволюционисты считают способность:
а) адаптации к условиям среды
б) к интенсивному спариванию
в) оставлять многочисленное потомство
г) конкурировать с другими видами
10. Основные причины борьбы за существование в пределах популяции:
а) большая численность особей
б) меняющаяся численность особей
в) меняющиеся условия среды
г) неблагоприятные условия среды
д) ограниченность кормовой базы
е) естественный отбор
11. Борьба за существование может привести к:
а) вытеснению одного вида другим
б) взаимной приспособленности видов в одном ареале
в) территориальному разобщению видов
г) естественному отбору наиболее приспособленных
12. Неоднородность популяции — это фактор:
а) благоприятный для выживания
б) вредящий выживанию
в) безразличный для выживания
г) зависящий от саморегуляции
13. Что правильно?
а) взаимопомощь и сотрудничество свойственны только людям
б) согласно Библии, раньше животные друг друга не поедали
в) адаптивная изменчивость связана с мономорфными генами
г) естественный отбор стабилизирует генофонд популяции
речь? Какие еще формы борьбы за существование вы знаете?
1. в ряду предложенных терминов определите лишний и обоснуйте ответ: мутации, наследственность, борьба за существование, изменчивость, рекомбинация, естественный отбор.
2. объясните факт наличия хобота у слона с позиции учения Дарвина и синтетической теории эволюции.
3.объясните факт наличия рога у носорога с позиции учения Дарвина и синтетической теории эволюции.
4. французский ученый Ламарк в 19 веке предложил гипотезу, согласно которой тот или иной орган у животных может видоизменяться путем его "упражнения", и затем эти изменения передаются по наследству. Объясните факт наличия плавников у кита с позиций учения а) Ламарка; б) Дарвина
5. французский ученый Ламарк в 19 веке предложил гипотезу, согласно которой тот или иной орган у животных может видоизменяться путем его "упражнения", и затем эти изменения передаются по наследству. Объясните факт наличия длинного языка у муравьеда с позиций учения а) Ламарка; б) Дарвина
6. у обычного европейского крота глаза редуцированы и не функционируют, однако некоторые виды кротов, живущие в горах обладают зрением. Чем это можно объяснить?
7. сравните по различным критериям естественный и искусственный отбор, выявив черты сходства и различия.
8. у некоторых млекопитающих (кенгуру, тушканчик) передние конечности полностью утратили функцию органов движения. можно ли эти случаи рассматривать как аналогию формирования прямохождения у человека?
листьев у растений г)роющие конечности крота и медведя.
какие органы возникают в результате конвергенции? а) гомологические б) аналогичные в) атавистические г) рудиментарные
с чем связянно исчезновение динозавров? а) биологическим прогрессом б) биологическим регрессом в) дивергенцией г)дегенерацией
какие приспособления у животных можно отнести к идиоадаптации? а) мимикрия б)четырехкамерное сердце в)возникновение скелета г)теплокровность
какие из перечисленных факторов антропогенеза не являются социальными факторами? а)борьба за существование б)трудовая деятельность в) общественный образ жизни г) речь и мышление