Испарение и дыхание листьями осуществляется благодаря А)жилкам Б)мякоти листа В)столбчатой ткани Г)устьицами
5-9 класс
|
Испарение и дыхание листьями осуществляется благодаря устьицам, ответ Г
правильный ответ- г устьицами
Другие вопросы из категории
а) из питательных веществ
б) используя энергию Солнца
в) при дыхании
г) при передвижении
большие глаза и римский нос . Определите генотип матери , если большие глаза (А) и римский нос (В) - доминантные признаки
обыкновенный - крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения,
относящиеся к описанию данных признаков этого животного.
Запишите в таблицу цифры,
соответствующие выбранным ответам.
1)Длина тела животного
достигает 1-1,5 м, а масса — до 32 кг.
2)Главными естественными
врагами являются волки, бурые медведи и лисы.
3)Мощными резцами бобр
подгрызает стволы деревьев и валит их на землю, а затем объедает кору и ветви.
4)Бобр очень чистоплотен,
никогда не засоряет своего жилья остатками еды и экскрементами.
5)Бобр издавна добывается
ради своего красивого и прочного меха.
6)между
пальцами у животных имеются плавательные перепонки, сильно развитые
Читайте также
крапива двудомная
в) яблоня домашняя
г) ель обыкновенная
2. Корнеплоды образуются из:
а) боковых и придаточных корней;
б) боковых корней и стебля;
в) главного корня и части стебля;
г) придаточных корней и части стебля.
3.Зародыш семени имеет:
а) зародышевый корешок
б) зародышевый стебелек с почечкой
в) одну или две семядоли
г) все перечисленное
4.Органические вещества образуются на свету:
а) во всех клетках мякоти листа
б) только в жилках
в) только в клетках столбчатой ткани
г) только в клетках в губчатой ткани
5. Наиболее активно цитоплазма движется в клетках:
а) покоящегося семени пшеницы;
б) кожицы лука;
в) водного растения – элодеи;
г) везде одинаково.
6. Детеныш какого позвоночного растет со скоростью 2 мм/час?
а) землеройки;
б) анаконды;
в) синего кита;
г) саламандры.
7.Холодостойкими называют растения:
а)выдерживающие перепады температур
б) семена которых прорастают при низких температурах
в)растущие в экстремальных условиях
г)зимующие под снегом зеленые
8. Что такое аквакультура?
а) культура потребления воды;
б) культивирование водных организмов;
в) водные виды физкультуры и спорта;
г) навыки работы с акварельными красками.
9.Цветоножку имеют цветки:
а) всех растений
б)большинства растений
в)немногих растений
г) все кроме водных
10.Плоды коробочки бывают :
а)только односемянными
б)только двусемянными
в) только многосемянными
г) встречаются все перечисленные формы
11. Из сока какого растения первые североамериканские переселенцы добывали сахар?
а) малина;
б) клен;
в) сахарный тростник;
г) сахарная свекла.
12. Автор знаменитого "Толкового словаря" В. И. Даль, приводит в качестве примера к слову "орех"плоды лещины и грецкого ореха. Прав ли автор?
а) да, настоящим орехом являются оба плода;
б) нет, оба плода не являются настоящими орехами;
в) нет, настоящим орехом является только плод грецкого ореха;
г) нет, настоящим орехом можно назвать только плоды лещины.
13. Как приблизительно оценить степень теневыносливости растения, например, комнатного?
а) по величине листьев (у светолюбивого они меньше);
б) по цвету листьев;
в) по длине стебля;
г) по форме прилистников.
14.Ложный плод шиповника – многоорешек развивается из:
а) завязи
б) цветоложа
в) столбика
г) рыльца
15.Картофель, томат, фасоль, горох – это:
а)ветроопыляемое растение
б) самоопыляемое растение
в) растение как самоопыляемое, так и перекрестноопыляемое
г) опыляемое только насекомыми
16.По способу питания сапротрофным организмом является:
а) молочнокислая бактерия
б)дизентерийная палочка
в)трутовик
г)спорынья
17. Зеленые растения кукушкина льна – это:
а)спорофиты
б)гаметофиты
в)и гаметофиты и спорофиты одновременно
г)одни веточки – гаметофиты, другие - спорофиты
18. К кишечнополостным, проходящим в индивидуальном развитии кратковременную стадию полипа, относят:
а)актинии
б)пресноводные гидры
в)колониальные коралловые полипы
г)аурелии(ушастые медузы)
19.Жизнь земноводных связана с водоемами:
а)солеными
б)пресными
в)как солеными, так и пресными
г)пресными, содержащими много солей кальция
20.Рыбы различают пищу по вкусу при помощи вкусовых клеток, расположенных:
а)в ротовой полости
б)на губах
в)на коже
г)на жабрах
21. Найдите в списке один лишний объект:
а)поперечно- полосатая мышечная
б)подкожная жировая клетчатка
в)проводящая ткань
г)железистый эпителий
22. Головастик лягушки с удаленной щитовидной железой:
а)продолжит нормальный метаморфоз
б)продолжит метаморфоз, но останется с хвостом
в)прекратит метаморфоз и останется жить в воде, став личинкой –гигантом
г)прекратит метаморфоз и погибнет
23. У птиц и амфибий большинство белковых компонентов желтка яйцеклетки синтезируется в:
а) яичнике
б) скелетных мышцах
в)печени
г)красном костном мозге
24.В нервной ткани:
а) количество нейронов равно количеству клеток нейроглии
б)количество нейронов значительно больше количества клеток нейроглии
в)количество нейронов значительно меньше количества клеток нейроглии
г)отношение нейронов к клеткам нейроглии непостоянно и может колебаться
25.При торможении в нервных клетках:
а) возбуждение передается на соседние клетки
б)образуются нервные импульсы
в)возникает физиологический процесс, противоположный возбуждению
г)возбуждение распространяется по всей нервной системе
8 КЛАСС. Практический тур.
1.Расположите в правильной последовательности события, происходящие при росте корня:
1)деление клеток;
2) ответвление боковых корней от главного корня;
3) дифференцировка клеток;
4) растяжение клеток
а) 1 2 3 4; б) 1 3 4 2; в) 1 4 3 2; г) 1 4 2 3.
2.Как называются эти растения? Где они растут? В каких условиях?
1 2 3
3. Во многих населенных пунктах принято собирать в кучи и сжигать на месте опавшие листья. Как это влияет на древесные растения? Отметь отрицательные и положительные стороны.
4. Как передвигаются животные, изображенные на рисунке? Ответьте как они называются, к каким классам и типам животных относятся.
1 2 3
2 вариант. Мякоть листа.
3 вариант. Жилки.
4 вариант. Устьица.
Каждый вариант выбирает правильные ответы относительно своей структуры листа.
1. Строение листа
А) Отверстия, окруженные клетками, содержащими хлоропласты
Б) Состоит из рыхлых и плотных слоев клеток, содержащих хлоропласты.
В) состоит из плотных слоев прозрачных клеток, не содержащих хлоропласты
Г) представлены ситовидными трубками, сосудами и механическими волокнами.
2.Тип ткани
А)ткань основная(фотосинтезирующая)
Б)ткань проводящая и мехническая
В) ткань покровная.
3. Функции клеток листа
а)клетки ткани предохраняют лист от повреждений и внешних воздействий
б) в клетках ткани осуществляется процесс фотосинтеза.
в) клетки ткани обеспечивают связь листа со стеблем, передвижение органических веществ от листьев к стеблю, минеральных веществ и воды от стебля к листу
г) клетки обеспечивают газообмен и испарение воды
ЧАСТЬ 2
Определить правильные утверждения и выписать номера, под которыми они приведены.
1.Прозрачность кожицы листа позволяет солнечному свету проникать внутрь листа
2. Устьичные клетки как и другие клетки кожицы листа, не имеют хлорофилла.
3.В мякоти листа содержатся зеленые пластиды-хлоропласты
4. Межклеточники заполнены водой
5. замыкающие клетки устьиц всегда непарные
6. в клетках мякоти листа сдержатся зеленые пластиды-хлоропласты
7.кожица-один из видов покровной ткани растений
8. жилки-это проводящие пучки листа
9. волокна придают листу прочность
10. по ситовидным трубкам передвигаются вода и растворенные в ней минеральные вещества
¨ Имеет устьица
¨ Состоит из прозрачных клеток
¨ Располагается снаружи
¨ Ее клетки плотно примыкают друг к другу
2. Мякоть листа образована тканью
¨ Покровной
¨ Проводящей
¨ Основной
¨ Механической
3. Сложные листья, как и простые,
¨ Имеют несколько листовых пластинок
¨ Прикрепляются к стеблю с помощью черешка
¨ Выполняют функцию фотосинтеза
¨ Осуществляют испарение воды
4. Механическая ткань, окружающая проводящие пучки, придает листу
¨ Хрупкость
¨ Эластичность
¨ Прочность
¨ Сочность
5. Простые листья, в отличие от сложных,
¨ Имеют разную форму листовой пластинки
¨ Имеют одну листовую пластинку
¨ Выполняют функцию фотосинтеза
¨ Опадают по мере старения
6. Жилки листа образованы тканями
¨ Покровной
¨ Основной
¨ Механической
¨ Проводящей
7. Листья светолюбивых растений, в отличие от листьев тенелюбивых растений,
¨ Более светлые
¨ Более темные
¨ Имеют сильно развитую столбчатую ткань
¨ Имеют слабо развитую столбчатую ткань
8. Органические вещества в листе передвигаются по
¨ Механическим волокнам
¨ Ситовидным трубкам
¨ Сосудам
¨ Проводящим пучкам
9. Парные придатки основания листа, свободные или приросшие к черешку, –
________________________________
10. Определи растения с простыми и сложными листьями (впиши названия растений из приведенных ниже в нужную группу)
Растения с простыми листьями
Растения со сложными листьями
Яблоня
Люпин
Шиповник
Клён
11. Определи растения с простыми и сложными листьями (впиши названия растений из приведенных ниже в нужную группу)
Растения с простыми листьями
Растения со сложными листьями
Клевер
Сирень
Земляника
Одуванчик
Образование органических веществ. Зеленый лист выполняет важную функцию в жизни растения — здесь образуются органические вещества. Строение листа хорошо соответствует этой функции: он имеет плоскую листовую пластину, а в мякоти листа содержится огромное количество хлоропластов с зеленым хлорофиллом (рис. 50).
Образование органических веществ в процессе фотосинтеза – одна из основных функций листа.
Листья растений содержат много воды. Она поступает в лист по проводящей системе от корней. Внутри листа вода продвигается по стенкам клеток и по межклетникам к устьицам, через которые уходит в виде пара (испаряется).
Испарение воды — еще одна важная функция листа. Испарение обеспечивает взаимосвязь корней и листьев растения.
В том, что лист испаряет воду, можно убедиться на опыте. Лист (или несколько листьев), не отрывая от живого растения, поместите в полиэтиленовый пакет и завяжите его. Спустя 1-2 дня внутри пакета, на его стенках, появятся капельки влаги. Это произойдет благодаря испарению воды из листа, помещенного в пакет.
Процесс испарения воды листьями у растения регулируется открыванием и закрыванием устьиц. Закрывая устьица, растение защищает себя от потери воды.
Открывание и закрывание устьиц находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды, в первую очередь температуры и интенсивности солнечного света.
Из внешних факторов на работу устьиц влияет сухость воздуха, условия водоснабжения, яркость света и температура. Так, во время засухи у большинства растений устьица закрыты. Многие растения открывают устьица лишь вечером и ночью, когда спадает жара. Но у большинства деревьев, теневыносливых растений, многих злаков максимальное испарение воды происходит в дневное время. Из внутренних факторов, влияющих на открывание устьиц, большое значение имеет обеспеченность водой клеток листа. При водном дефиците в тканях листа устьица закрываются.
Газообмен. Листья благодаря работе устьиц осуществляют и такую важную функцию, как газообмен между растением и атмосферой. Через устьица в лист с атмосферным воздухом поступают кислород и углекислый газ. Кислород используется для дыхания, углекислый газ необходим растению для образования органических веществ. Через устьица в воздух выделяется кислород, который образуется в процессе фотосинтеза. Удаляется и углекислый газ, появившийся у растения в процессе дыхания. Фотосинтез осуществляется только на свету, а дыхание — на свету и в темноте, т. е. постоянно.
Листопад. В процессе жизнедеятельности листья к концу вегетационного периода стареют, питательные вещества из них оттекают, хлорофилл начинает разрушаться, листья окрашиваются в желтый или красноватый цвет, а в тканях листа скапливаются отработанные ненужные вещества. Состарившиеся листья удаляются благодаря листопаду. Это выработанное в процессе эволюции приспособление обеспечивает не только удаление ненужных растению веществ, но и сокращение поверхности надземных органов в неблагоприятный период года. Иначе говоря, вследствие листопада уменьшается испарение и предотвращается поломка кроны под тяжестью снега. Таким образом, удаление ненужных веществ в ходе листопада — еще одна важная функция листа у растений.
Фотосинтез, испарение, газообмен и удаление ненужных веществ благодаря листопаду
основные функции, выполняемые зеленым листом в жизни растений.
У некоторых растений листья приобрели и другие функции. Многие растения размножаются листьями (вегетативное размножение). Некоторые растения в листьях откладывают запасные питательные вещества, например очиток, молодило, алоэ (рис. 51), кочанная капуста, лук.
2. Процесс испарения _________ листьями осуществляется через ________
3. Через устьица в воздух выделяется _____________ и удаляется. Этот процесс называется ___________ .
4. Удаление ненужных веществ у растений осуществляется ________ благодаря _______ .