как строение корня связано с его функциями
5-9 класс
|
это группа клеток, способных к активному клеточному делению. Расположена
она не на самом конце корня, а под корневым чехликом, который защищает
ее от повреждений и облегчает продвижение корня в почве во время роста.
Живые тонкие клетки чехлика непрерывно обновляются.
По мере
продвижения корня среди твердых частиц с его поверхности старые клетки
слущиваются, а на смену им формируются новые. Наружные клетки чехлика
выделяют обильную слизь, которая снижает трение корня о частицы почвы и
облегчает его продвижение.
Возникшие из образовательной ткани
клетки постоянно дифференцируются в различные ткани. Это позволяет
выделить несколько зон растущего корня:
1. Зона деления, или конус нарастания
-
находится под корневым чехликом и представлена клетками верхушечной
образовательной ткани. Ее длина около 1 мм; здесь клетки постоянно
делятся.
2. Зона растяжения, или зона роста,
состоит из
образовательной ткани. Ее клетки имеют крупные ядра, тонкие стенки и
густую зернистую цитоплазму без вакуолей. Здесь клетки интенсивно
растут, вытягиваются вдоль корня и начинают дифференцироваться. Деление
клеток почти отсутствует. Протяженность ее - несколько миллиметров.
3. Зона всасывания или поглощения, или зона корневых волосков,
длинной
до несколько сантиметров, начинается над зоной растяжения. Здесь
отдельные клетки кожицы корня вытягиваются, образуя наружные выросты
длинной от 1-2 до 20 мм - корневые волоски, которые по мере роста
вытягиваются, ослизняются. Тонкие наружные оболочки корневых волосков -
тесно соприкасаются с частицами почвы, что способствует всасывающей
функции.
На единицу поверхности корня приходится большое
количество волосков: на 1 мм кв. корня гороха - 230 волосков, у кукурузы
- 425. Волоски не долговечны, через 15-20 дней отмирают и заменяются
новыми.
В зоне всасывания происходит специализация клеток.
Под
кожицей размещается, обширная зона первичной коры - образована живыми
клетками с тонкими стенками, вытянутыми вдоль оси корня. Между ними
образуются межклетники, по которым циркулируют газы, необходимые для
дыхания и поддержания интенсивного обмена веществ. Внутренний слой
клеток коры состоит из клеток с утолщенными стенками и образует кольцо
вокруг центральной части корня.
4. Проводящая зона покрыта пробковой тканью,
находится
над всасывающей зоной и расположена в центре корня. Она включает
первичную флоэму и первичную ксилему. У однодольных растений такое
строение сохраняется в течении всей жизни, у двудольных - только на
первых этапах развития. Но уже в течение первого года жизни у некоторых
двудольных наблюдаются вторичные изменения в корне, связанные с
появлением образовательной ткани - камбия. Камбий закладывается между
ксилемой и флоэмой, замыкая первичную ксилему в центре и отодвигая
первичную флоэму к периферии. За счет деления клеток камбия корень
двудольных растений растет в толщину. Проводящая система обеспечивает
восходящий ток из корня в стебель воды и минеральных веществ и
нисходящий ток - передвижение органических веществ из стебля в корень.
Состоит она из сосудисто-волокнистых пучков. Основные проводящие
элементы флоэмы - ситовидные трубки, ксилемы - трахеи (сосуды) и
трахеиды.
Другие вопросы из категории
♦ВОПРОСЫ♦
Что называют организмом?___
Какими свойствами обладает организм?___
Какой газ организмы поглощают при дыхании?___
Какой газ выделяют при дыхании?___
На какие процессы расходуется кислород в организме?___
Какие вещества входят в состав пищи человека и животных?___
Какие вещества образуются в растениях в результате питания?___
При каких условиях происходит питание растений?___
Что называют ростом организма?___
Что называют смертью организма?___
♦ОТВЕТЫ♦
1.Дыхание.
2.Кислород.
3.Неорганические вещества.
4.Увеличение массы организма.
5.Органические вещества.
6.Тело живой природы.
7.Питание.
8.Углекислый газ.
9.Окисление веществ.
10.На свету.
11.Размножение.
12.Прекращение всех обменных процессов.
13.Рост.
(♣Ответы можно написать цифрами♣)
Читайте также
2)Докажите,что это-структурная и функциональная единица растительного организма?
3)Из каких тканей состоит организм растения
4)Как строение тканей связано с теми функциями,которые они выполняют?
2.Как строение водорослей связано с особенностями их жизнедеятельности?
3.В чем состоит отличие клеток растений от клеток других организмов?
4. Дай сравнительную характиристику размножения бактерий, грибов и водорослей.
2.Каково значение околосердечной сумки? Как строение сердца связано с его функцией?
3.Чем отличаются вены от артерий?
4. Почему в капиллярах кровь движется медленнее всего? какое это имеет значение
5 Дополните фразу: сокращение мышц предсердий или желудочков называют...
6. Почему стенокардию называют грудной жабой
единого целое .
2.Какие мышцы приводят в движение нижнюю челюсть: а)гладкие б)шейные в) мимические г)жевательные.
3.Рецепторы:
а) несут возбуждения ЦНС б)воспринимают раздражения в)передают возбуждение с чувствительных на двигательные нейроны г) передают возбуждения с чувствительных на вставочные.
4.Полуподвижное сочленение характерно для а)черепной коробки б)позвоночника в)тазовых костей г) свободных конечностей.
5.Общее число позвонков у человека составляет:
а) 23-28 б)28-33 в) 33-34 г) 34-38.
6.Где находится зрительная зона: а)затылочная доля б) теменная доля в) лобная г) височная.
7.Какие вещества придают кости гибкость? а) органические вещества б) глюкоза и крахмал в) нуклеиновые кислоты г) минеральные соли.
8.В какой последовательности располагаются у человека части скелета нижней конечности, начиная с костей пояса? а)кости пальцев б)плюсна в) бедро г) голень
д) предплюсна е) кости таза.